Волнуются дети, волнуются родители. С какими оценками ребенок перейдет в следующий класс? А если это гимназия или лицей с профильными классами, попадет ли ребенок туда, куда стремится? Наберет ли достаточно баллов для поступления в выбранный колледж или институт?
По статистике среди старшеклассников1, в период сдачи экзаменов испытывают страх 48% учеников, тревогу – 60%, апатию – 38%. Стресс – нормальная реакция на сложную ситуацию: подготовка к экзаменам мобилизует все резервы организма. Даже если ребенок готов к высоким интеллектуальным нагрузкам, справиться с эмоциями бывает сложно. И задача родителей – поддержать ребенка не только морально, но и научить справляться с волнением.
К предэкзаменационному стрессу часто причастны родители. Фразы из серии «будешь плохо учиться – пойдешь работать дворником» рисуют безрадостную картину: не сдал экзамен, не получил высшее образование, не нашел достойную работу – ничего хорошего в жизни не будет. Ребенок боится провалить экзамен и разочаровать родителей, даже если он владеет материалом. Не потому, что он не знает предмета, а потому что не справляется с эмоциями.
А если ребенок не уверен в собственных знаниях? Тогда страх сдачи экзамена усиливается настолько, что состояние организма резко ухудшается: снижается работоспособность, обостряются хронические заболевания. Особенно если ученик уже имеет нарушения здоровья. Другой вариант – полная апатия и безразличие: зачем стараться, если все равно нет шансов?
Здесь очень важна моральная поддержка родителей. Ребенок ваш. Вы его любите не за оценки. Он не станет плохим и нелюбимым, если не сдаст экзамен идеально.
Кстати, на стресс влияет не столько успеваемость ребенка, сколько его отношения с родителями. Если ребенок чувствует поддержку близких, он более спокоен и, соответственно, у него меньше шансов допустить ошибку из-за волнения на экзамене.
Поэтому поддерживайте ребенка, хвалите его чаще – но, конечно, не до полного равнодушия к результатам!
И никогда не сравнивайте его успехи с достижениями чужих детей.
Если ребенок в течение года пропускал уроки, где-то отставал, а за неделю до экзамена пытается запомнить весь учебник – это гарантированный стресс. Мозг – не компьютер, информация не загрузится архивами, которые сами распакуются на экзамене. Повышенная умственная нагрузка плюс переживания из-за страха не успеть освоить весь объем не прибавляют ребенку уверенности в своих силах.
Очень ответственные и старательные дети тоже могут превышать привычный уровень нагрузки, что чревато нервными срывами. Если ребенок занимается немного больше обычного и чувствует себя комфортно, пусть продолжает в том же темпе. Но забывать про еду, сон и полноценный отдых нельзя.
Чтобы минимизировать стресс, родители должны начинать подготовку к экзаменам с самого начала учебного процесса:
Интеллектуальная работа – дело очень энергозатратное. Если ребенок интенсивно учится несколько часов, то каждые 45–50 минут нужно делать небольшие перерывы. Мозг должен расслабляться и отдыхать. И мышцы, затекшие от длительного сидения за партой или столом, тоже нуждаются в снятии напряжения.
В перерывах можно делать несложные физические упражнения на растяжку, гимнастику для глаз. Несмотря на интенсивную подготовку, ребенок должен гулять на свежем воздухе: прогулки и расслабляют, и успокаивают, а мозг насыщается кислородом, столь необходимым для работы. Спокойная размеренная ходьба помогает мозгу в пассивном режиме переработать полученную информацию, разложить ее «по полочкам».
Теплая ванна или душ помогут расслабить мышцы, спокойная музыка успокоит нервную систему, а отвлечься от мыслей об экзамене помогут рисование, чтение книги или просмотр фильма.
Общение с друзьями тоже снижает градус напряжения: бояться легче вместе. Но лучше, конечно, вместе не бояться, а готовиться. Тренироваться в решении задач с другом проще и веселее; точно так же можно по очереди пересказывать главы и отвечать на вопросы.
Мозг, занятый интенсивным трудом, потребляет много калорий. Традиционно «помощником» на экзаменах считается шоколадка, однако налегать на сладкое не стоит. Шоколад, кофе, крепкий чай – стимуляторы, которые возбуждают нервную систему, что ведет к ее перенапряжению.
Сахар, кондитерские изделия, выпечка – источники простых углеводов. Они обеспечивают быстрый прилив энергии, но не дают длительной поддержки мозгу. А колебания сахара в крови приводят к невнимательности, быстрой утомляемости и беспокойству.
Наоборот, сложные углеводы дольше расщепляются и могут использоваться как непрерывный источник энергии. Менее вкусная, но более полезная овсяная каша поможет думать более ясно, поддержит внимание и память.
В рационе обязательно должны присутствовать белки – мясо, рыба, сыр, кисломолочные продукты. Это основной источник питания для мозга. Овощей и фруктов рекомендуется есть даже больше, чем обычно: они содержат нутриенты, необходимые для работы мозга.
А кусочек шоколадки можно съесть для бодрости перед экзаменом.
Как подготовку к экзамену не стоит откладывать на последний день, так и витамины нужно принимать заблаговременно. Все средства, улучшающие умственную деятельность, внимание и память, обладают накопительным эффектом.
Но переложить ответственность за результат экзамена на витамины не удастся: материал все равно придется учить самостоятельно. Витамины лишь поддержат мозговую деятельность, облегчат процессы запоминания и снизят напряжение и тревожность.
Когда ребенок поглощен учебой, приходится напоминать ему о необходимости сделать перерыв, отдохнуть, поесть. И принять витамины. Но если витамины вкусные, как KidZ сироп с холином, ребенок вспомнит о них и сам.
KidZ сироп с холином – альтернатива классическим формам витаминов. Продукт выпускается в стиках, содержащих разовые порции сиропа, что делает его прием удобным и гигиеничным. В составе – холин, L-карнитин, коэнзим Q10 и цветы лаванды, которые:
Эффективность комплекса подтверждена клиническими исследованиями.
С комплексной поддержкой ребенок справится с любым испытанием. Спокойно, без лишних волнений и стрессов.
БАД. Не является лекарственным средством
___________________
1 Проявления и причины экзаменационного стресса у старшеклассников. Меньшикова Т.П. Постулат, №10, 2018